«Нейросеть» стала словом года по версии портала «Грамота.ру», это многое говорит о процессах, которые происходят не только в языке, но и в обществе. Вместе с интересом людей к таким технологиям растет и страх перед ними: вдруг ИИ вытеснит их из жизни? Заберет рабочие места? Как будет перераспределяться нагрузка с развитием умных технологий и как снизить тревожность сотрудников из-за таких изменений, разбираемся в материале.
Курс на делегирование и экономию
К началу этого года почти половина работодателей (48%) считала, что в будущем ИИ сможет заменить только ограниченный список специалистов. Но даже те, кто соглашался, что ИИ усилит позиции уже в ближайшее время, уверены, что творческая и командная работа останется востребованной. Так, развитие искусственного интеллекта во многих сферах может позитивно повлиять на проблему нехватки кадров, но не решить ее.
«Руководители могут делегировать рутину нейросетям, автоматизировать процессы там, где это возможно, и освободить время команды для решения более сложных, творческих задач», — считают аналитики сервиса «Работа.ру».
Работа с современным ПО помогает использовать человеческие ресурсы эффективнее. Компания Millennium с 20-летним опытом автоматизации процессов по командировкам и MICE помогает увеличивать производительность компаний, например, за счет интеграции с «1С» и SAP или использования цифровых лимитов на все виды услуг.
Больше роста — больше страха
Впервые термин artificial intelligence («искусственный интеллект») использовал в 1956 году Джон Маккарти, основатель функционального программирования и изобретатель языка Lisp. Он предложил использовать этот термин для обозначения новой области исследований — разработки машин, способных выполнять задачи, которые требуют интеллектуальных способностей человека.
Скорость развития ИИ растет с каждым годом, как и страх общества перед ним. Человеку свойственно бояться нового, это основной принцип выживания. Искусственный интеллект вызывает у большинства защитную реакцию, потому что неизвестность — главный страх перед технологическим прогрессом. Многие не понимают, как функционирует ИИ и какие последствия могут возникнуть от его использования. Кроме того, существует опасение, что искусственный интеллект заменит людей на рабочих местах, так как он способен выполнять задачи быстрее и эффективнее.
Позитивный настрой на изменения
Помогать в формировании позитивного образа искусственного интеллекта могут не только журналисты, но и работодатели. Это связано с тем, что один из основных страхов перед ИИ связан именно с боязнью потерять работу. Якобы какие-то навыки окажутся невостребованными или будут заменены новыми технологиями. Сейчас появляется все больше курсов по эффективному использованию ИИ в работе, чаще всего там учат правильно генерировать промпты, проверять информацию и адаптировать нейросети к своему направлению.
Работодателям важно на практике показывать сотрудникам, что внедрение ИТ-программ приводит к позитивным изменениям в работе специалистов и всей компании. К примеру, с аналитикой данных, которую делает компания Millennium, не всегда справляется машинный анализ. С этим должен разбираться специалист, который понимает, на каких операциях по командировкам и MICE-мероприятиям можно сэкономить, не навредив людям. При таком подходе сотрудник будет ощущать себя более востребованным, потому что готов точно ответить, почему его работа не может быть заменена обращением к ИИ.
Контроль с анализом и вниманием
Благодаря использованию современных технологий затраты компании на командировки и корпоративные мероприятия могут уменьшаться без снижения комфорта для сотрудников. Один из вариантов экономии — автоматическая установка ценовых лимитов на билеты и проживание, которые оформляются для деловой поездки. Они систематизируют траты и помогают держать расходы на командировки под контролем без существенных затрат на процедуру организации такой системы.
Алгоритмы платформы Millennium выявляют разницу между стоимостью купленных билетов или номера в гостинице и ценовым значением лимита. Система рассчитывает средневзвешенное значение и дает рекомендации по оптимизации. Если клиент не анализирует эти параметры, то недавний запуск шаттлов «Аэрофлота» на маршруте Москва — Санкт-Петербург и последовавшая оптимизация цен могут остаться незамеченными. Автоматический анализ стоимости маршрута поможет сэкономить, например, получится снизить лимит на определенном направлении после окончания летнего сезона.
Внутренняя культура комфорта
При этом ценовые ограничения должны быть рассчитаны так, чтобы приносить реальную пользу и компании, и сотруднику. Обычно разница между установленным лимитом и стоимостью билета не должна превышать 10–15%. Проверять, насколько эффективно работает система, надо не раз в год, а минимум раз в квартал, чтобы убедиться в том, что лимиты действительно помогают компании экономить и не доставляют сотрудникам неудобств.
Например, не стоит экономить на здоровье работников и оформлять более дешевые билеты в неудобное для вылета время, ранним утром или ночью. Проживание в отелях лучше бронировать только с завтраком; если он не входит в стоимость, в любом случае его докупать. Предпочтение стоит отдавать уже проверенным гостиницам, даже если они чуть дороже других вариантов. Комфорт-класс при перелетах дольше четырех часов и оплата раннего заезда или позднего выезда также положительно скажутся на эффективности сотрудников во время рабочего дня в командировке.
Экономить поможет и внутренняя культура организации командировок. Например, стоит научиться бронировать билеты заранее, хотя бы за 4–7 дней до вылета. Еще один пункт — организация ежеквартального контроля ценовых лимитов. Моменты, когда они были превышены, надо анализировать, чтобы разобраться в причинах и скорректировать планы на будущее.
Процент потерь от невозвратных билетов, которыми не воспользовались, также надо держать под контролем. Кроме того, стоит пересмотреть учетную политику и отказаться от сбора лишних документов, это существенно сократит трудозатраты бухгалтеров предприятия.
Компания Millennium консультирует бизнес при реорганизации подхода к командировкам. Это важно для компаний, которые хотят снизить затраты и оптимизировать процессы.